Подобная ситуация подталкивает Украину к созданию двустороннего консорциума с Москвой. Ранее республика пыталась убедить восточного соседа в необходимости трехстороннего консорциума для управления украинской газотранспортной системой, в который бы вошли Россия, Украина и Евросоюз. По словам Николая Азарова, премьер-министра Украины, такой способ управления повысил бы надежность транзита газа через территорию республики.
Владимир Макуха, заместитель министра угольной промышленности Украины, отметил, что Евросоюз пока не выполняет свои обещания и интересы республики серьезно страдают из-за этого.
Еще в феврале Киев присоединился к энергетическому сообществу, а также ратифицировал второй энергопакет, надеясь взамен на содействие в энергетической отрасли со стороны Евросоюза, однако этого не произошло — подчеркивает Макуха.
Михаил Зурабов, посол России в Украине, заметил, что новые газовые соглашения будут заключены не только между «Газпромом» и «Нафтогазом», но и между правительствами двух стран. Подписание такого двустороннего межправительственного соглашения связано с определенными трудностями, так как Украине придется увязать новый договор с российской стороной с уже существующими межправительственными обязательствами — заявила Валентина Матвиенко, спикер Совета Федерации России.
В настоящее время Сергей Пашинский, член комитета Верховной Рады по ТЭК, считает, что украинское правительство совершило ошибку, упустив время на переговоры с Россией, в результате чего Москва получила «Северный поток» и теперь объемы транзита через Украину уже в будущем году могут уменьшиться на 10 миллиардов кубометров.
Министерство энергетики Украины отмечает, что если «Газпром» войдет в консорциум с «Нафтогазом» и при этом останется поставщиком газа в республику, это будет противоречить требованиям второго энергетического пакета.
Напомним, что ратифицировать второй энергетический пакет решил бывший президент Украины Виктор Ющенко.
Переговоры о новом соглашении по поставкам газа Украина и Россия ведут уже несколько месяцев, Киев добивается снижения стоимости «голубого топлива», так как считает действующую цену (400 долларов в 4 квартале текущего года) завышенной и «несправедливой».